oliver_queen92 (oliver_queen92) wrote,
oliver_queen92
oliver_queen92

Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. III том (2)

Оригинал взят у aldusku в Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. III том (2)
Семь смертных грехов. Редчайшая гравюра царского иконописца Симона Ушакова

Семь смертных грехов. Редчайшая гравюра царского иконописца Симона Ушакова


Сегодня III том (2) Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1884, гравюры с 101 по 120.



Об издании и предисловие, I том (1 / с 1 по 20), I том (2 / с 21 по 40), II том (1/ с 41 по 60) Смутное время; II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (с 121 по 160); V том (161 по 200); VI том (с 201 по 240); VII том (с 241 по 280); VIII том (с 281 по 320); IX том (с 321 по 360); X том (361 по 400); XI том (с 401 по 440); XII том (1/ с 441 по 461) Пугачев и Разин; XII том (2/ с 462 по 480)

Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая

101. Картинка из акафиста Алексею человеку божию, грав. Тепчегорским в 1714 году.

101. Картинка из акафиста Алексею человеку божию, грав. Тепчегорским в 1714 году

101. Картинка из акафиста Алексею человеку божию, грав. Тепчегорским в 1714 году. Весь акафист награвирован на одной доске, состоящей из 26 картинок, и поднесен Царевичу Алексею Петровичу; внизу подпись мастера: «делиновал г: тепчегорски 1714 в’москве». Единственно известный экземпляр этого акафиста находится в библиотеке А. И. Хлудова; гравюра разрезана у него на 26 картинок и вклеена в рукописный акафист. Здесь скопирована только заключительная и вместе с тем самая любопытная картинка с надписью: молитва по акафисте. На ней представлены: слева Царь Петр в латах и высокой царской шапке-короне, позади его митрополит и придворные (один из них в завитом парике, может быть князь Меньшиков) и войско с распущенным знаменем; из уст Петра к небу тянется надписью.

Перед Петром стоит на одном колене военачальник, в длинном завитом парике и широкой мантии; он стожил к ногам Петра корону, державу, шпагу и ключи; сзади его, на коленах же, царедворцы (четверо). На военачальника спускается с неба надпись: «враги сия облеку студо». Фигура военачальника сильно напоминает Царевича Алексея Петровича, а повергнутые им, к ногам Петра I, корона и держава намекают на желание Царевича отречься от престола, чтобы избавиться от отцовских нападок и притеснений.

102. Портрет Петра I, писанный Риго.

102. Портрет Петра I, писанный Риго

102. Портрет Петра I, писанный Риго. По словам Штелина (Originalanecdoten.... Leipzig. 1785. 100), Риго писал портрет Петра I для французского двора в 1717 году. Этот портрет был привезен в 1773 году в Петербург, в составе целой коллекции картин, и куплен Екатериной II в числе других достопримечательных вещей. Этот портрет помещен под № 1756 в французском каталоге картин, находящихся в Императорских дворцах в Петербурге. Мне кажется, что этот портрет цел и находится в Эрмитаже в отд. русской школы под именем Матвеева; работа его обличает руку смелого и искусного мастера, она очень напоминает другие произведения Риго, и не имеет никакого сходства с достоверными произведениями Матвеева. Портрет этот был гравирован два раза Хенрикезом в 1773 году, т. е. в самый год его покупки, в другой раз Андрузским; эта последняя гравюра несравненно реже первой, так как самая доска, еще неоконченная, расплавилась во время пожара в Академической печатне в 1839 г. Два пробных отпечатка с этой доски находятся в Спб. Публ. Библ.

103. Портрет Петра I, гравированный Хубракеном

103. Портрет Петра I, гравированный Хубракеном

103. Портрет Петра I, гравированный Хубракеном, с оригинала Карла Моора, писанного в 1717 году.

Карл Моор талантливый голландский портретист, написал портрет Петра в Гаге в марте (14) 1717 года. Из писем Куракина видно, что этот портрет был отправлен в Россию в 1718 году и получен в Петербурге 30 мая. Где находится оригинал в настоящее время — неизвестно; мы можем судить о его достоинствах по превосходной гравюре Якова Хубракена, на которой Петр представлен по пояс, в латах, в длинном завитом парике; с тонкими подбритыми снизу усами; лицо полное, гладко выбритое и несколько обрюзглое; шея львиная; черты лица резкие, выражение суровое, даже жесткое; в глазах воля непреклонная. По-видимому Петр был очень доволен оригиналом Моора и вытребовал портрет в Париж, для сделания, по образцу его, гобеленов, а также для заказа миниатюрных копий на эмали англичанину Буату. Что касается до выгравирования его, то эта работа была заказана сперва французу Лармессену, который взялся гравировать для Петра четыре баталии, но работая очень медленно, он запросил за портрет слишком дорого, так что Петр приказал отдать оба портрета, писанные Моором, и свой, и Екатерины I, голландскому граверу Хубракену.

И так мы обязаны только счастливой случайности тому, что имеем превосходную доску Хубракена; не запроси француз слишком дорого за свою работу, и, вместо единственной по сходству и художественному достоинству гравюры, нам досталось бы какое-нибудь дюжинное, щеголеватое произведение Лармессена или Симоно. Хубракен гравировал портрет Петра 3 раза: в 1718 в большой лист, в 1721 г. для книги и в 1752 г. в лист; лучшая из всех досок бесспорно первая 1718 года, в большой лист; все три гравированы резцом. Большой портрет Хубракена, грав. резцом, 4 вправо; по сторонам, в двух щитах; в одном план Петербурга, в другом морская баталия; под гравюрой подпись.

О гравировании этой доски сохранился целый ряд писем князя Куракина. Оригинальные портреты Петра I и Екатерины, писанные Моором, были отданы Куракиным Хубракену, для изготовления гравюр, 24-го декабря 1717 г.; от 10-го апреля 1718 г. Куракин доносит, что портрет Петра у Хубракена взят и что оба портрета будут отправлены в Россию, сухим путем, в марте месяце, но что доски медные с портретов ранее двух месяцев готовы не будут. 21-го и 22-го октября 1718 г. Куракин послал к Петру и Екатерине пробные отпечатки с портретов.

Затем обе доски были отосланы в Россию, с предварительно сделанными с них в Голландии отпечатками на голландской бумаге. Куда делись эти доски, — неизвестно; первые хорошие отпечатки портрета Петра сделаны, как сказано выше, на голландской довольно тонкой бумаге. Вторые, печатанные в России, очень плохи, с доски совершенно выпечатанной и сильно пострадавшей от времени. Такой отпечаток, сделанный на синеватой бумаге начала нынешнего столетия, находится в моем собрании (из собрания П. П. Бекетова).

104. Портрет Петра I, гравированный Афанасьевым

104. Портрет Петра I, гравированный Афанасьевым

104. Портрет Петра I, гравированный Афанасьевым с оригинала, писанного Каравакком в 1716 году.

Петр представлен на этом портрете в конногвардейском мундире, в длинном завитом парике; лицо полное, нос длинный, небольшие усы, подстриженные снизу, а концы завиты кверху. На шее у него повязан широкий платок; сверх жилета надета лента, а на левой стороне груди звезда. Оригинал в этом виде, с прибавлением вдали союзного флота, которым Петр командовал в августе и сентябре 1716 года, находится в Спб. Морском музее; гравюра сделана Афанасьевым.

Каравак принят на русскую службу; в этом же году Петр был у Короля Прусского в Гавельсберге, где, как видно из походного журнала, с него списывали персону 14 и 15 ноября; конечно, на этом портрете Петра не преминули изобразить только что находившуюся под его командой (в августе и сентябре 1716 года) соединенную эскадру.

О портретах Каравакка Штелин замечает, что они не носят на себе следов художественного достоинства — но за то отличаются большим сходством. В виду этой заметки портрет этот приобретает для нас тем большее значение; едва ли это не самый схожий портрет Петра за это время ; по крайней мере наш старейший знаток русской иконографии П. П. Бекетов, отличавшийся чрезвычайным уменьем в выборе оригиналов, и имевший возможность слышать еще изустные рассказы о Петре его современников, выбрал именно этот портрет Петра из своего собрания и заказал с него доску граверу Афанасьеву. Лицо Петра этого типа очень сходно и с его посмертной маской и с двумя восковыми бюстами его, находящимися в Эрмитаже.

В настоящем издании прилагаются отпечатки с подлинной доски Афанасьева, находящейся в моем собрании.

Два портрета работы Чемесова.

105. Екатерина II, С оригинала Ротари

105. Екатерина II, С оригинала Ротари

105. Екатерина II, С оригинала Ротари (писанный в 1762 г.).

106. Барон Александр Сергеевич Строганов

106. Барон Александр Сергеевич Строганов

106. Барон Александр Сергеевич Строганов; род. 1734 г.; до 1761 г. Барон; в 1761 г. Имперский Граф; с 1798 г. Граф Российской Империи. Президент Академии Художеств; умер в 1811 г. Редчайший листок, гравированный Чемесовым в 1761 году (что видно из его подписи, находящейся на портрете слева). Из росписи Академии Наук видно, что доска была еще цела в 1780 году, и что портрет Строганова награвирован Чемесовым с рисунка учителя его Г. Ф. Шмидта (см. мою книгу: Русские Граверы, стр. 101. № 41, и: Русский гравер Чемесов. Спб. 1878).

107–110. Четыре листа работы граверов-серебряников Московской Оружейной Палаты, XVII века; а именно: два оригинальные офорта знаменитого царского иконописца Симона Ушакова, — «Отечество» и «Семь смертных грехов».

107. Отечество

107. Отечество

107. Отечество, т. е. Бог Отец и Иисус Христос с державой и евангелием, сидящие на херувимах, и Св. Дух над ними, в виде голубя.

108. Семь смертных грехов

108. Семь смертных грехов

108. Семь смертных грехов. На картинке представлен нагой грешник, ползущий на четвереньках; руки и ноги его скованы цепями; верхом на нем сидит бес и погоняет его плетью. На глазах грешника повязка, а с боков две корзины, из которых в одной находятся: собака, змея, козел и павлин; а в другой: медведь, лягушка и лев, означающие семь смертных грехов: зависть, скупость, блуд, объедение, гордость, уныние и гнев; справа вечный огонь, а вверху и слева выписки из апокалипсиса.

Симон или Пимен Федоров Ушаков, знаменитый царский иконописец, родился в 1626 году; состоял при Оружейной Палате, где делал рисунки для граверов-серебряников, украшавших резьбою и гравировкою царскую серебряную посуду. В Московском Публичном музее есть его рисунок пером Зосима и Савватия, приготовленный для гравирования и свидетельствующий о большом искусстве его в этом деле. Помещенные в этом издании две гравюры Ушакова представляют капитальные страницы в нашей гравюре XVII века; Ушаков виден в них не только как иконописец, но и как хороший рисовальщик. В семи смертных грехах очень хорошо выполнены мелкие фигуры грехов, — лев, медведь, собака и т. д. и сидящий на грешнике бес; нагое тело грешника, ползущего (в ракурсе) на зрителя, нарисовано верно; руки и ноги представляют до некоторой степени академическую правильность.

В старину такой рисунок назывался фряжским. Уже с половины XVII века русские иконописцы стали отступать от иконописных правил и писать иконы «по живописному». Причины этому понятны: Царь Михаил Федорович, а после и Царь Алексей Михайлович, постоянно вызывали живописных мастеров из Европы, а в 1643 году при Оружейной Палате находились постоянные «живописного дела мастера». Корму и жалованья царского эти фряжские живописцы получали против русских иконописцев вдвое, с другими преимуществами. Это, конечно, побуждало русских иконописцев подражать им, тем более, что только немногие поборники старины продолжали стоять за письмо в иконном пошибе, большинство же публики требовало икон живописных в так называемом фряжском пошибе.

Одним из таких нововводителей фряжского пошиба был и Симон Ушаков; впрочем, в виду разнородных требований заказчиков, и Ушаков и прочие иконописцы писали для одного заказчика «по иконному», а для другого «по живописному», удовлетворяя таким образом все вкусы.

109. Лествица монастырского подвижничества

109. Лествица монастырского подвижничества

109. Лествица монастырского подвижничества, картинка, гравированная на меди, резцом; подлинник находится в моем собрании и приобретен от Ф. И. Буслаева, у которого он был вклеен в рукопись конца XVII века: «Пресветлый воевода». Картинка разделена на две полосы, в которых находится девятнадцать отделений: вверху, в первом — представлены преподобные: Иоанн лествичник и игумен, а в остальных восемнадцати, подвижники, умерщвляющие свою плоть разными истязаниями.

Картинка эта несомненно гравирована Леонтием Буниным, плодовитым гравером-серебряником, работавшим в конце XVII и в начале XVIII века; она представляет подражание другой такой же картинке: «Темница богоугодная святых осужденик 1629 г.

110. Повесть о бесе Зерефере

110. Повесть о бесе Зерефере

110. Повесть о бесе Зерефере. Две картинки чрезвычайно замечательные по работе, исполненные в чисто иконном пошибе Новгородского письма XVI века. Они находятся в моем собрании и подарены мне Ф. И. Буслаевым, а у него были вклеены в рукописи: «пресветлый воевода».

Текст картинок дословно напечатан в ІІІ томе моих Русск. Народн. Картинок (стр. 73 и 74). В нем описывается как бес Зерефер, завидуя святости некоего старца-пустынника, задумал искусить его, преобразился в человека и пришед к нему плача и рыдая, стал просить его о заступлении перед Богом. Бог открыл старцу тому через ангела, что человек этот был дьявол, и объявил старец бесу от имени Бога: «сице глет гд Бг, аще совершиши три лета на едином месте стоя обращся квостоком нощию и днию взывая велиим гласом Бже помилуй мя древне злобу гля сие ри паки другое р гля Бже помилуй мя мерзость запустения ипаки такожде Бже спаси мя помраченную прелесть. Егда же совершиши сия сосмиреномдрием, тогда прият будеши впервыи чин твой и сопричтешися со агглы Бжиими...» Но дьявол не согласился на такое уничижение и исчез. На первой картинке изображен бес Зерефер, являющийся великому старцу в человеческом образе. Справа три беса толкуют между собою. На другой картинке представлен «стый аггл гднь», явившийся старцу; а справа старец, разговаривающий с Зерефером. Картинка эта награвирована на двух медных досках.

111. Екатерина II, сидящая в Царскосельской Камероновской Галерее

111. Екатерина II, сидящая в Царскосельской Камероновской Галерее

111. Екатерина II, сидящая в Царскосельской Камероновской Галерее; грав. эскизно офортом. В собрании графа. Толстого, Дашкова, Воейкова, Васильчикова, Ваулина.

112. Портрет Александра Николаевича Радищева

112. Портрет Александра Николаевича Радищева

112. Портрет Александра Николаевича Радищева, копированный Осиповым с гравюры Вендрамини, по заказу Бекетова, для его издания «Знаменитых Россиян»; остался неизданным и известен только в двух экземплярах (в Эрмитаже и у П. А. Ефремова, прежде подписи).

Радищев родился в 1750 г.; кончив курс в Пажеском Корпусе, он с 1767 по 1769 г. пребывал в Лейпцигском университете. Книга его «Путешествие из Петербурга в Москву», написанная против крепостного права, была найдена Екатериною II неблагонамеренною; Екатерина «приняла многое в ней прямо на свой счет; самолюбие ее было сильно задето и она спрашивала тайно, не сделала ли какой-нибудь личной обиды автору Путешествия». Она назначила над Радищевым суд, в который передала собственноручные заметки о книге. Из этих заметок были составлены следственные вопросы, и таким образом Радищев был уже признан виновным до начала следствия. Оставалось подыскать к его деянию подходящие статьи, что представлялось крайне трудным; и только в сентябре 1790 года судьи его постановили приговор, по которому присудили, в силу 20 артикула Воинских Уставов, нисколько не подходящего сюда, отсечь Радищеву голову. Екатерина заменила казнь пожизненною ссылкою в Илимский Острог, с лишением прав состояния. По смерти Екатерины Радищев был возвращен из ссылки. Император Александр I, в виду знакомства Радищева с юридическою литературою, приказал определить его в Законодательную Комиссию. Радищев умер 12-го сентября 1808 г. от чахотки, как записано в метрической книге о погребенных на Волковом кладбище, а по народной молве — от отравы.

Книга его возбудила громадное любопытство в его современниках, но никто не считал ее опасною. В наше время она представляет один литературный интерес: Правительство не только осуществило все предположения Радищева, но уже давним давно пошло гораздо дальше его книги.

Несмотря на то, верного издания книги Радищева до сих пор не имеется. Самое обширное и обстоятельное сочинение о Радищеве напечатано академиком Сухомлиновым. (Спб. 1883).

113. Вид села Измайлова

113. Вид села Измайлова

113. Вид села Измайлова; Император Петр II, с Кн. Ив. Ал. Долгоруким, отправляются в открытой коляске на охоту; впереди бегут трубачи и сокольничий везет на руке сокола. Снимок с очень редкой гравюры Ив. Зубова, в 1-м отпечатке, хранящемся в Спб. Публичной Библиотеке. Литографическая копия с отпечатка 2-го разряда, где вся доска пройдена грубым резцом и попорчена уже, была приложена ко II тому атласа моих Русск. Народн. Картинок (под № 608а; IV. 484).

114–119. Шесть портретов Императора Александра І, изготовленных по случаю столетия годовщины со дня его рождения; три из них сняты в настоящую меру, остальные четыре уменьшены против оригиналов.

114. Портрет Императора Александра І, гравированный Скородумовым

114. Портрет Императора Александра І, гравированный Скородумовым

114. Портрет, гравированный Скородумовым в 1787 г., по его рисунку; Вел. Кн. Александру Павловичу было в то время 10 лет, 1-е отпечатки этого редкого и красивого листа прежде всякой подписи и прежде второго кольца, окаймляющего медальон (Вена. Fidei Com.).

115. Портрет Императора Александра І, гравированный Кюгельхеном

115. Портрет Императора Александра І, гравированный Кюгельхеном

115. Портрет, гравированный портретным живописцем Кюгельхеном. Снимок с очень редкого листа, находящегося в моем собрании. Портрет гравирован в 1799–1800 гг.; в то время, когда Александру Павловичу было 22–23 года, и он носил довольно длинные волосы, взбитые вверху хохлом, а шею повязывал широким шарфом. Жерар Кюгельхен, которым гравирован этот лист, портретный живописец, родился в 1772 г. в Баккарахе на Рейне; убит, напавшими на него разбойниками, близ Дрездена, в 1820 г. В Петербург он приехал вместе с братом Карлом в 1798 году, и написавши здесь довольно большое число портретов и исторических картин, уехал в Дрезден в 1804 г., где и жил до самой своей смерти.

116. Портрет Императора Александра І, гравированный по случаю Тильзитского мира

116. Портрет Императора Александра І, гравированный по случаю Тильзитского мира

116. Картина, гравированная гравером Конте с рисунка Сент-Обена, по случаю Тильзитского мира; тип головы Александра напоминает предыдущий тип Кюгельхена; та же прическа и тот же широкий галстук-шарф на шее. 1-е отпечатки этой гравюры прежде всякой подписи.

117. Портрет Александра I в рост, писанный с него в Париже в 1815 г.

117. Портрет Александра I в рост, писанный с него в Париже в 1815 г.

117. Портрет Александра I в рост, писанный с него в Париже в 1815 г. французским живописцем Жераром. Александр представлен на нем с рыжими волосами, какие у него и были на самом деле. Гравировал этот портрет гравер Карделли, который, не смотря на плохой рисунок, нечистую гравировку и отсутствие всякого таланта, сумел притереться к двору и получить имя гравера Его Величества, и соединенное с оным содержание в 1200 руб. в год. Знавшие Императора, находили этот портрет несхожим.

В 1818 году Императрица Мария Федоровна заказала нашему известному граверу Н. И. Уткину сделать с него гравюру (оригинал находится в Павловске); доска была начата им, но вскоре оставлена, за неполучением официального заказа. Через несколько лет после того, учредители Общества Поощрения Художников предложили Уткину окончить эту доску, но с тем однако же, чтобы голову и лицо Императора переделать по портрету Дау, так как в жераровском оригинале они находили мало сходства. Заказ однако же не состоялся (Ровинский, «Н. И. Уткин, его жизнь и произведения, Спб. 1884 г. стр. 62 и 116»).

118. Портрета Александра I, грав. Ионом

118. Портрета Александра I, грав. Ионом

118. Снимок в настоящую величину с портрета Александра I, грав. Ионом, с оригинала, писанного миниатюристом Изабе в Вене, в 1815 г. Оригинал Иона известен в 4-х разных отпечатках; 1-е отпечатки прежде всякой подписи; 2-е отпечатки, под гравюрой подписи мастеров: «Isabey р: F. Iohn sc:» Ниже Российский герб (орел с поднятыми вверх крыльями) и подписи; «Alexandre-Premier, | Empereur et Autocrateur | de toutes les Russies». 3-е отпечатки: на слове «Premier" счищен accent, и герб несколько усилен резцом. 4-е отпечатки, прежний герб счищен и награвирован новый двуглавый орел, держащий в лапах своих лавровый венок и громы; подписи усилены резцом, а первая строка затушевана.

119. Император Александр I, в виде Славянского бога Родомысла

119. Император Александр I, в виде Славянского бога Родомысла

119. Император Александр I, в виде Славянского бога Родомысла; уменьшенная гравюра Клаубера с медали графа Ф. Толстого. В 1-х отпечатках подписи вырезаны тонкой иглой; во 2-х они усилены резцом; в 3-х прибавлен адрес: «Se vend d St.-Petersbourg chez l’auteur \ a l’academie Imp. des beaux-arts». Графом Толстым была вырезана целая сюита медалей на отечественные войны 1812–1814 гг., которая была выгравирована Н. И. Уткиным в очерках и издана в 1817 г.; в числе этих медалей помещена и медаль с изображением Родомысла (грав. тоже Уткиным), точь-в-точь схожая с клауберовскою гравюрою.

120. Портрет Владимира Лукича Боровиковского

120. Портрет Владимира Лукича Боровиковского

120. Портрет Владимира Лукича Боровиковского, гравированный им самим, карандашной манерой; экземпляр находится в моем собрании; он обрезан со всех сторон, так что неизвестно, была ли под ним какая либо подпись. Портрет в овале, заключенном в четырехугольнике; по грудь, 3/4 вправо. Боровиковский изображен с длинными волосами, в сюртуке с отложным воротником. Сюртук пройден слегка иголкой. Рисунок портрета хорош, но работа не особенно живописна.

Замечательно, что этою же карандашною манерою работали, кроме Боровиковского, и наши старые живописцы-граверы Егоров и Шебуев.

Владимир Лукич Боровиковский родился в 1758 году в Миргороде и занимался живописью самоучкой. Во время путешествия своего на юг России, Екатерина II обратила внимание на аллегорические картины, написанные им для торжественного ее въезда в Миргород и предложила ему поступить в Академию Художеств. Здесь Боровиковский стал учиться, одновременно с Левицким, у Лампи; в 1795 г. он избран в Академики, а в 1802 г. в Советники. Умер 4-го апреля 1826 г. Его портреты отличаются сходством и чрезвычайно тонкой и тщательной отделкой, как будто на кости, и напоминают манеру его учителя Лампи.



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Tags: aldusku, Библио, искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments