oliver_queen92 (oliver_queen92) wrote,
oliver_queen92
oliver_queen92

Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова (I часть)

Оригинал взят у aldusku в Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова (I часть)


СТЕПАН ДУДНИК (1913–1996). Испанки. 1992. Холст, масло


Мое предисловие: Живописные ноты маэстро

На выставке оказался абсолютно случайно. Давно хотел посетить музей русского импрессионизма, а тут такой приятный бонус в виде коллекции прославленного маэстро. Четкой концепции собрания я не увидел, Владимир Теодорович как коллекционер всеяден, или выражаясь языком кураторов выставки: «идею проекта можно выразить как «единство в многообразии».

Особенно запомнилась коллекция подстекольной живописи, народных религиозных картинок Западной Европы XIX века. Это собрание внутри собрания. О ней мы поговорим отдельно.

На выставке, получившей название: «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» представлено свыше 90 экспонатов.

Сам маэстро рассказывал о своем «увлечении»: «Живопись меня увлекла тогда по-настоящему, и давалась она мне хорошо. Я делал успехи в натюрморте и пейзаже, и настолько полюбил живопись, что даже начал прогуливать занятия в школе, проводя время в музеях, прежде всего, в Третьяковской галерее. За этюдником я мог сидеть по шесть часов, а на скрипке так долго никогда не занимался. Юрий Исаевич Янкелевич, мой педагог по классу скрипки в Центральной музыкальной школе, резко обрубил это мое увлечение. Помню, что Юрий Исаевич встретил меня — в ватнике, с этюдником, на Рождественском бульваре. Профессор Янкелевич спросил меня, куда я направляюсь, и я ответил, что иду рисовать. На следующий день я пришел на занятие, и мой педагог сказал: «Либо будешь заниматься живописью, либо играть на скрипке». Пришлось выбрать скрипку, и из-за отказа от живописи осталось какое-то чувство недосказанности...».

Выставка будет идти до 24 сентября. Каталога, во всяком случае на данный момент, — нет. Маловероятно, получить приглашение маэстро к себе домой, чтобы увидеть еще раз собрание. Так что я решил сфотографировать все работы. С учетом объема получится три заметки: первые две будут разделены этажами экспозиции, а третья полностью посвящена подстекольной живописи.

Работы абсолютно разные, их авторы: и сверхзнаменитые художники начала XX века, и малоизвестные широкой публики творцы конца столетия. Наверное, все эти разные работы объединяет определенная музыкальная тональность, выстроившись на стене — они словно ноты какой-то загадочной композиции.

«Коллекция — единое целое с домом маэстро, — рассказывает Анастасия Винокурова, куратор выставки. — У Спивакова нет замкнутости собрания, оно очень обширно: от XIX века до наших дней. Вещи покупаются не для вложения денег, не отправляются в хранилище, они — для жизни с семьей, для украшения дома. И мы стремились сохранить порядок картин таким же, как и в доме. К примеру, единым блоком показали театрально-декорационную графику».

К некоторым картинам будут комментарии, даже от самого коллекционера (что сумел найти). Например: О первой купленной картине, Борис Шаляпин Портрет Марии Шалялиной-Карпиловской, Павел Челищев. Танцовщица с тамбурином. Эскиз театрального костюма, Артур Фонвизин. Наездница, Виноградов С.А. Испанская танцовщица и о работах сына З. Серебряковой — Александра

Помимо подстекольной живописи, мне особенно запомнились следующие работы. Наталья Нестерова с совсем недоброй «Каруселью». Аналогичное полотно в собрании Третьяковки, но оно гораздо слабее. Палитра ощущений в полотне Степана Дудника «Испанки» взбудоражила меня, прожившего долго в Валенсии. Мрачно-мистическая работа Николая Вечтомова «Вестники. Из серии „Древние стены“» заставила вспомнить Рериха. Мстислав Добужинский устыдил меня, что я так не подготовил заметку, посвященную Витебску Марка Шагала.

Приятного просмотра!

aldusku



Борис Шаляпин (1904-1979). Портрет Марии Шалялиной-Карпиловской 1935. Бумага, акварель, пастель

Спиваков: Я купил в ABA Gallery у Анатолия Беккермана несколько работ Бориса Шаляпина, а этот женский портрет Анатолий мне подарил. Он был в плохом состоянии, бумага оказалась изъедена жуком, а в нижнем правом углу не хватало бумажного куска. Анатолий сказал, вручая мне эту работу: «Я тебе это дарю, зная, что в Москве великолепные реставраторы». На реставрацию ушло несколько месяцев, и эта вещь получила вторую жизнь.



АЛЕКСАНДР БЕНУА (1870–1960) Эскиз сценического костюма Бумага, акварель, тушь



АЛЕКСАНДР БЕНУА (1870–1940). Труффальдино. Эскиз костюма для спектакля «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони. Большой драматический театр, Петроград. 1921 Бумага, акварель, тушь



КОНСТАНТИН КОРОВИН (1861–1939). Эскиз сценической декорации к балету «Раймонда» на музыку Александра Глазунова. 1908 (?). Бумага, акварель



КОНСТАНТИН КОРОВИН (1861–1939). Принц африканский. Эскиз театрального костюма Бумага, акварель



СЕРГЕЙ СУДЕЙКИН (1882–1946). Смотрины. 1918(?) Бумага, акварель



ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ (1898–1957) Эскиз театрального костюма 1920. Бумага, гуашь



ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ (1898–1957). Танцовщица с тамбурином. Эскиз театрального костюма 1920. Бумага, гуашь

Спиваков: Эскизы театральных костюмов художника Павла Челищева я впервые увидел в «Русской чайной», знаменитом ресторане на Манхэттене в Нью-Йорке, неподалеку от Карнеги-холла. В Карнеги-холле 7 ноября 1977 года во время исполнения «Чаконы» Баха в меня метнули самовзрывающуюся трехкилограммовую банку с краской, прямо в солнечное сплетение. Некоторые так своеобразно боролись за свободу выезда из СССР.

После концерта мы пошли в «Русскую чайную», и там на стене висели эти работы Павла Челищева. Впоследствии я их увидел уже у Анатолия Беккермана в ABA Gallery (ведущая галерея в США, торгующая русским искусством). И Анатолий Беккерман — человек, знаниям и вкусу которого я доверяю, мне их подарил.



БОРИС ЭРДМАН (1899–1960) Эскиз театрального костюма Бумага, тушь, гуашь



БОРИС ЭРДМАН (1899–1960) Эскиз театрального костюма Бумага, тушь, гуашь



НИНА АЙЗЕНБЕРГ (1902–1974). Артур. Эскиз костюма для театра «Синяя блуза», Москва 1930-е годы Бумага, карандаш, гуашь



ВАДИМ РЫНДИН (1902–1974) Эскиз театрального костюма 1956. Бумага, гуашь, пастель, карандаш



МАРИЯ ВАСИЛЬЕВА (1884–1957). Без названия. 1952. Картон, гуашь, пастель, уголь



АРТУР ФОНВИЗИН (1883–1973) Наездница. Бумага, акварель

Спиваков: Люблю акварели Артура Фонвизина. Некоторые его картины подарены вдовой художника Натальей Осиповной. Нас познакомил друг, сказав: «Давай поедем к жене Фонвизина, она тебя обожает». И я поехал. Получил от Натальи Осиповны в подарок «Циркачек» — эту тему художник разрабатывал на протяжении многих лет, образы циркачек занимали его с молодости, с тех пор как он увидел наездниц из антрепризы знаменитого русского итальянца Вильямса Труцци.



ЛАДО ГУДИАШВИЛИ (1896–1980). Женский портрет. 1971. Бумага, цветной карандаш

Спиваков: Я был у художника Ладо Гудиашвили дома в Тбилиси, сыграл для него несколько композиций. На память о встрече он подарил женский портрет с дарственной надписью



ЛЕВ БРУНИ (1894–1948) Портрет жены (Нина Бруни). Бумага, сангина



ДАВИД БУРЛЮК (1882–1967). Портрет Марии Бурлюк 1920-е годы Бумага, пастель



АРТУР ФОНВИЗИН (1883–1973) Натюрморт с букетом цветов. Бумага, акварель



СЕРГЕЙ СУДЕЙКИН (1882–1946). Натюрморт с фарфоровыми фигурками и блюдцем Бумага, акварель, карандаш



АЛЕКСАНДР СЕРЕБРЯКОВ (1907–1995). Интерьер. 1950. Бумага, акварель



АЛЕКСАНДР СЕРЕБРЯКОВ (1907–1995). Интерьер. 1948. Бумага, акварель



АЛЕКСАНДР СЕРЕБРЯКОВ (1907–1995). Интерьер. 1948. Бумага, акварель

Спиваков: Два акварельных «интерьера» Александра Серебрякова я купил у Беккермана, а остальные его работы мы вместе с Сати нашли на антикварном развале в городке Фаянс. Мы любим побродить по блошиным рынкам.

Блошиный рынок в Фаянсе — изумительное место на юге Франции неподалеку от Лазурного Берега. Это не высокий стиль антикваров, как, например, Louvre des antiquaires в Париже, где вы можете найти вещи музейного уровня. Чем мне нравятся блошиные рынки: там если не шедевр, то что-то на радость глазу обязательно встретится.

Обратите внимание, это сын Зинаиды Серебряковой (подробно о ней читайте: Синий экспресс творчества Зинаиды Серебряковой, Хроника жизни и творчества Зинаиды Серебряковой)



ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА (1865–1941). Натюрморт с геранью. 1926. Бумага, монотипия, смешанная техника



БОРИС ШАЛЯПИН (1904–1979). Портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. 1931. Бумага, пастель



АЛЕКСАНДРА ЭКСТЕР (1882–1949). Эскиз театральных костюмов к постановке «Товарищ Хлестаков». 1921 Бумага, гуашь



БОРИС ШАЛЯПИН (1904–1979) Двойной портрет Федора Шаляпина 1929. Бумага, пастель



БОРИС ШАЛЯПИН (1904–1979). Портрет Федора Шаляпина в роли Мельника в опере «Русалка» Александра Даргомыжского. 1931. Бумага, пастель



НИКОЛАЙ ТАРХОВ (1871–1930). Маки Холст, масло



АННА ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА (1871–1955) Фонтанка и Пантелеймоновский мост в Петербурге 1924. Бумага, акварель



АЛЕКСАНДР ШЕВЧЕНКО (1883–1948). Купальщицы. 1906. Бумага. акварель



АННА ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА (1871–1955). Фонтанка и Летний сад в инее. 1929. Бумага, акварель



ПЁТР КОНЧАЛОВСКИЙ (1876–1956). Дубы. 1920. Бумага, акварель



КОНСТАНТИН ЮОН (1875–1958) Рыночная площадь Бумага, акварель. гуашь



БОРИС КУСТОДИЕВ (1878–1927). У церкви. 1918. Бумага, гуашь

Спиваков: Моей первой купленной работой стал эскиз к картине Бориса Кустодиева «Лихач» из серии «Русские типы». Там был изображен разбитной такой мужик в синем армяке, подпоясанном ярким кушаком, и высокой меховой шапке. Колоритный типаж, так ярко и сочно написанный. Я купил эту работу в Лондоне. Это сейчас спрос на наших мастеров очень большой и цены заоблачные, а 30 лет назад на рынке было очень много русского искусства, буквально наводнение, и его почти никто его не покупал.



БОРИС ГРИГОРЬЕВ (1886–1939). Портрет мальчика. Рисунок из цикла «Расея» 1918. Бумага, карандаш



МСТИСЛАВ ДОБУЖИНСКИЙ (1875–1957). Витебск. 1919. Бумага, акварель



ПЁТР КОНЧАЛОВСКИЙ (1876–1956). Бугры. 1930-е годы. Холст, масло



АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН (1863–1930) Лес. Холст, масло.



АПОЛЛИНАРИЙ ВАСНЕЦОВ (1856–1933) Весна. Дача Кончаловского 1930-е годы Холст. масло



АЛЕКСАНДР ГАУШ (1873–1947) Луг. Начало 1900-х годов. Холст, масло



НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА (Род. в 1944). Карусель. 1970-е годы. Холст, масло



БОРИС ШАЛЯПИН (1904–1979). Монастырь. Эскиз к опере «Демон» Антона Рубинштейна. 1930-1934 Картон, темпера



БОРИС ШАЛЯПИН (1904–1979). Ущелье. Эскиз к опере «Демон» Антона Рубинштейна. 1930–1934. Картон, темпера



АЛЕКСАНДРА ЭКСТЕР (1882–1949). Сафо с лирой. Иллюстрация к книге «Сафо. Стихи». 1942. Бумага, гуашь



АЛЕКСАНДРА ЭКСТЕР (1882–1949). Натюрморт с цветами и фруктами. Бумага, гуашь



АРТУР ФОНВИЗИН (1883–1973). Женский портрет. Бумага, акварель



БОРИС ЖУТОВСКИЙ (Род. в 1932). Танцует Майя Плисецкая. 1982. Бумага, лак, темпера



ВИКТОР ВАСНЕЦОВ (1848–1926). Царевна-лягушка. Эскиз 1901–1918. Бумага, акварель, карандаш



Виноградов Сергей Арсеньевич (1869–1938). Испанская танцовщица. Эскиз к портрету Каролины Отеро, 1903. Бумага, акварель, пастель, цветной карандаш.

Спиваков: Три года я жил и работал в Испании вместе с оркестром «Виртуозы Москвы». Все, что связано с Испанией и ее культурой, стало мне очень близко. Когда я увидел «Испанскую танцовщицу» Сергея Виноградова, понял, что она просто необходима для моей коллекции. Эффектная постановка фигуры, драматические контрасты света и тени — великолепная работа, пусть и эскизная.



КОНСТАНТИН РУДАКОВ (1891–1949). Танцовщица. 1926. Бумага, пастель



БОРИС ЖУТОВСКИЙ (Род. в 1932) Танцует Майя Плисецкая. 1982. Бумага, лак. темпера



ВЛАДИМИР НЕМУХИН (1925–2016). Дама, семерка, туз. 1990-е годы. Картон, гуашь, коллаж



ВЛАДИМИР НЕМУХИН (1925–2016). Валет «Радио». 2000. Картон, акрил, коллаж



ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ (1937–2012). Композиция 2001–2002. Картон, гуашь



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».



Лестница, ведущая на следующий этаж выставки

Tags: aldusku, искусство, история, читать комментарии автора
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments